Основание театра. Александр Хмелёв
В 1935 году Главный центральный театр кукол под управлением Сергея Владимировича Образцова отправился в поездку по стране. В июне он был в Сталинграде, привёз два спектакля – «Пузан» Г. Матвеева и «Джим и Доллар» А. Глобы (в постановке С. Образцова). Спектакли показывали на открытых площадках, на сцене Сталинградского ТЮЗа, в детских садах. Именно эти гастроли послужили толчком к тому, что в сентябре 1936 года в Сталинграде при Доме народного творчества создана кукольная студия, руководил ею Николай Владимирович Голубин. Свой первый спектакль «Сказка о царе Салтане» самодеятельные артисты показали 1 ноября 1936 года.
В апреле 1937 года комиссией по делам искусств Исполнительного комитета Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся самодеятельный кукольный театр был признан профессиональным и передан в ведение Сталинградского театра юных зрителей. Он стал называться Кукольный театр ТЮЗа (художественным руководителем театра кукол и самого ТЮЗа был В.Н. Раскольников).
Творческим основателем Сталинградского театра кукол как самостоятельной профессиональной единицей с полным правом можно назвать А.А. Хмелёва.
Александр Александрович Хмелёв (23 апреля 1916 г. – 26 июня 1980 г.) родился в г. Царицыне. Окончив в 1931 году семилетнюю школу, уехал работать и учиться в г. Казань(на рабфаке Казанского химико-технологического института). В июле 1934 года он был принят актёром Казанского республиканского театра кукол. В конце года Хмелёв с частью труппы выехал на работу в Днепропетровский областной театр кукол, там окончил восьмимесячную студию кукловождения.
В 1938 Хмелёв вернулся в Сталинград, в сентябре уже был принят актёром Сталинградского театра юного зрителя. В марте 1940 года «кукольный театр ТЮЗа» был выделен из состава Театра юного зрителя в самостоятельную хозрасчётную единицу, и художественным руководителем назначен Александр Александрович Хмелёв. Ему было только 24 года, но он имел за собой солидную «школу» кукольника.
Великая Отечественная война прервала мирную жизнь. В декабре 1941 года Хмелёв был мобилизован в ряды Красной Армии. Окончил Ростовское училище, в звании лейтенанта направлен в действующую армию Юго-Западного фронта в 1942 г. На фронте был командиром огневого взвода, в 1946 г. награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Демобилизовался из армии в декабре 1946 года в г. Калуге в звании гвардии старшего лейтенанта. Там он женился в ноябре 1946 года и остался работать художественным руководителем Калужского областного театра кукол до 1948, когда вернулся в Сталинград.
В 1948 году эвакуированный в Камышин Театр кукол также возвращён в Сталинград, и в ноябре А.А. Хмелёв уже приступил к работе как главный режиссёр Сталинградского театра кукол. Один из первых спектаклей в его постановке – «По щучьему велению» Е. Тараховской (1949г.).
В феврале 1956 года была начата работа над спектаклем «Буратино» Е. Борисовой (по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик»). Режиссёр-постановщик – А. А. Хмелёв, художник – Ю. Н. Экстрем, композитор – Н. П. Александрова. «Буратино» спектакль открыл 21-ый театральный сезон 14 сентября 1956 года уже в новом помещении на проспекте им.И. В. Сталина, 15 (ныне проспект им. В. И.Ленина). Спектакль поразил юных зрителей своим постановочным решением с использованием кукольного и «живого» плана. Спектакль шёл многие годы, а его герой – Буратино – стал визитной карточкой и частью логотипа театра
Из интервью А.А. Хмелёва:
«...Спектакль «Буратино» для нашего коллектива этапный, так как это, пожалуй, самая сложная работа за последние годы. Трудности и чисто технического, и художественного порядка в том, что в спектакле участвуют и люди, и куклы. Папу Карло, короля Тарабарского и Карабаса играют актёры. Немало пришлось нам поразмыслить, чтобы сочетать на сцене масштабность кукольную и реальную...» (Сталинградская правда, 1956, 14 нояб.).
Спектакли Театра кукол игрались не только для детей, но и для взрослых. Так, в сезоне 1955/56 года Хмелёв поставил спектакли «Чёртова мельница» (И. Шток по пьесе-сказке Яна Дрды «Игры с Чёртом») и «Ночь перед Рождеством» (по Н. Гоголю). Художник – Ю. Экстрем.
Александр Хмелёв был «играющим» режиссёром, любил играть в спектаклях, всегда мог заменить заболевшего артиста.
В 1960 году Хмелёв стал индивидуальным членом УНИМА (Международного союза кукольников), в 1962 году Волгоградский театр кукол стал коллективным членом УНИМА. В 1964 году А. Хмелёв избран членом бюро Советской секции УНИМА (председатель секции – народный артист СССР С.В. Образцов). В 1969 г. Хмелёв принял участие в очередном конгрессе УНИМА в Праге.
В июне 1969 года главному режиссёру театра Александру Александровичу Хмелёву присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1972 году главный режиссёр Волгоградского театра кукол Александр Александрович Хмелёв создал при театре трёхгодичную государственную театральную студию. Положение о театральной студии Волгоградского областного театра кукол было утверждено Министерством культуры РСФСР, расходы по содержанию студии производились за счёт специальных ассигнований по бюджету.
Занятия в студии проводились на основе утверждённого этим министерством учебного плана и по созданной М.М. Королёвым (ЛГИТМИК) программе для учащихся отделений «Актёр театра кукол» театральных училищ (Ленинград, 1966).
Штаты преподавателей студии также утверждались Министерством культуры РСФСР. Директор студии – директор театра В.К. Коновалов. Преподаватели: заслуженная артистка РСФСР Е.Я. Евгеньева – сценическая речь; заслуженный артист Удмуртской АССР А.Н. Симонов – мастерство актёра; Ю.Н. Бычков – мастерство кукловождения; Б.С. Лейдерман – литература, история КПСС, позже – И.М.Авдеев; Т.Н. Нуштаева – музыкальная грамота; О.В. Лесючевская – техника изготовления кукол; Л.Г. Кордонская, Л.Р.Барский – танец; Л.А.Руденко – зарубежная литература; Г.А.Герасимов, Г.И. Беспальцева – история театра; К.А. Франчук – вокал; В.Б. Геворкян – изобразительное искусство; Н.В.Шубин – концертмейстер.
В списке поступающих было 65 человек, по результатам экзаменов в театральную студию были зачислены 20 человек (протокол приёмной комиссии № 4 от 4 сентября 1972 г.).
Из интервью А. А. Хмелёва:
«...Кукла – стержень нашего театра, а потому вся работа над спектаклем начинается с неё. Придумывают куклу режиссёр и художник, последний рисует эскизы, по которым в нашей бутафорской делают героев будущего спектакля...» (Волгоградская правда, 1973, 18 февр.).
В марте 1975 года завершилось обучение в студии. Дипломными спектаклями студийцев стали «По щучьему велению» Е. Тараховской (режиссёр-педагог – заслуженный деятель искусств РСФСР А. Хмелёв, художник – Ю. Минаев, музыкальное оформление – Н. Шубин), «Гуси-лебеди» (режиссёр-педагог – Ю. Бычков, художник – А. Поздняков), «Кукольный город» Е. Шварца (режиссёр-педагог – А. Хмелёв, художник – Ю. Минаев, музыка Н. Шубина), «Цветик-семицветик» В. Катаева (режиссёр-педагог – Ю. Бычков, художник – О. Лесючевская).
Для многих артистов, в том числе выпускников студии, театр кукол стал единственным местом работы. Атмосферу в театре создавал его главный режиссёр А.А. Хмелёв. Он строил театр-дом, некоторые артисты покидали этот дом, но потом снова возвращались в коллектив и до сих пор служат в театре.
Из воспоминаний выпускницы студии, артиста-кукловода, заслуженной артистки России Л.В. Текучёвой:
«...Для нас, студийцев, Александр Александрович был Батей, мы его так называли. Когда мы начинали учиться, он подвёл нас к фотографиям артистов в фойе и о каждом из них рассказал с любовью, обращая внимание на лучшие стороны каждого. Он никогда не повышал голос, даже когда делал замечание».
Ежегодно А.А. Хмелёв принимал участие в республиканских режиссёрских конференциях, проводимых Министерством культуры РСФСР, Всероссийской театральной организацией. На протяжении многих лет в Волгоградский театр кукол на практику направлялись студенты 4-го, 5-го курсов ГИТИСа (Москва) и ЛГИТМИКа (Ленинград). Руководителем практики являлся главный режиссёр А.А. Хмелёв.
За свою общественную и трудовую деятельность А.А. Хмелёв в 1976 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.
А.А. Хмелёв работал в театре почти до последних дней жизни. 15 мая 1980 года он вышел на пенсию по состоянию здоровья, а 26 июня 1980 года Александра Александровича не стало.
Эпоха А. А. Хмелёва длилась без малого 40 лет. «Это было время самой громкой славы театра, – пишет в своей книге Н.Н. Масленникова. – Сталинградский, а потом уже Волгоградский областной театр кукол показал свои спектакли во многих городах бывшего Советского Союза и за границей, получил высокие награды на российских смотрах и фестивалях. А. А. Хмелёв приложил все силы для того, чтобы областной театр кукол стал центром театральной жизни области. Он сумел поднять Волгоградский театр на высоту, значимую в масштабе всего Советского Союза, сделав его широко популярным и любимым зрителями...»
Из воспоминаний заслуженного работника культуры РСФСР, заведующего музыкальной частью Театра Николая Васильевича Шубина:
«...У него не было ни праздников, ни выходных. Он жил театром. Он очень доверял и верил людям. Никогда не позволял себе оскорбить человека. Очень хотел добиться, чтобы нас приравняли к преподавателям. Надеялся, что театр будет школой. Потому что «только у нас начинается воспитание души человека, которое потом ничем не заменить...»
При подготовке раздела использована информация из архивов театра
и книги Натальи Масленниковой «Волгоградский театр кукол. Страницы истории» (Волгоград, 2012).





