СМИ о театре

Газета «Волгоградская правда» 28.09.2012

Серебряные звезды чудо-осетра

Дорогого это стоит – сделать Волгоград городом театрального фестиваля, что и произошло благодаря кукольникам – «особым, специальным, неземным людям, которые делают сказки». Так красиво выразился один из участников международного фестиваля театров кукол городов-героев, городов воинской и трудовой славы «Серебряный осетр».

Куклы как люди

Под ослепительные залпы пневмопушки он открылся в Волгограде в пятый раз. По выстеленной красной дорожкой Аллее Героев, неся серебряные воздушные шары в виде звезд, прошли 16 делегаций, представляющие Россию, ближнее и дальнее зарубежье. Хлеб-соль, взаимные дружеские приветствия, речи радушных хозяев и ответные признания гостей...

Художественный руководитель Дагестанского государственного театра кукол из Махачкалы, заслуженный деятель искусств России Аминат Яхъяева рассказывала о давних творческих связях с волгоградцами, о том, что без всякой указки сверху они «дружат театрами» уже в течение шести лет. И что, по ее мнению, российский театр приобретает многонациональный характер, особую универсализацию языка искусства.

Махачкалинцы показывали «Гадкого утенка» датчанина Андерсена – философско-психологическую сказку в постановке режиссера Михаила Урицкого и художника из Украины Николая Данько. Кстати, с этим спектаклем они выступали в 2011 году в Москве, и об этом был сюжет по каналу «Культура».

Фестиваль «Серебряный осетр» проходит раз в два года. В это время кукольники России привозят к нам свои лучшие спектакли. И едут, едут к нам, несмотря на недостаток финансов, расстояния. Труппа Мурманского областного театра кукол, старейшего за полярным кругом, преодолела 5 тысяч километров на автобусе, чтобы участвовать в «Серебряном осетре».

Театры с характером

Поговорив с коллегами и знакомыми, корреспондент «Волгоградской правды» убедилась, что уникальный фестиваль пока не до конца открыт публикой. Не все о нем хотя бы слышали. А ведь для маленьких зрителей и их родителей это редкая возможность, не выезжая из города, познакомиться с театральным искусством страны, получить новые впечатления. Но год от года у фестиваля становится больше поклонников, и не только в театральной среде.

– Конечно, это праздник и для актеров-кукловодов, – уверен председатель жюри народный артист России, дипломант национальной театральной премии «Золотая маска», худрук театра кукол «Огниво» города Мытищи, наш земляк Станислав Железкин, – после спектаклей коллеги готовы всю ночь общаться, обсуждать увиденное, это неоценимо. Меня переполняют эмоции. Тому виной блистательная атмосфера фестиваля, в которой во многом «виновата» директор Волгоградского областного театра кукол Александра Николаенко.

Столичный театральный критик, театровед, член жюри Наталья Райтаровская лестно отозвалась о художественном содержании театрального смотра.

– Зачастую сидишь на фестивалях и начинает казаться, что видишь один и тот же спектакль, потому что представленные постановки решены в единой манере, с использованием одной и той же эстетической «лексики», систем кукол. Волгоград отличается ярким разнообразием программы: тут спектакли и для детей, и для взрослых, разной манеры подачи, стилистики, драматургии. И в этом его достоинство.

Действительно, в «Серебряном осетре» участвуют очень разные театры, со своим «характером». Государственные и независимые частные, экспериментальные и классические репертуарные.

На лошадке к зрителям

Удивительный, например, бродячий театрик из Литвы – Паневежский театр на колесах. Он такой единственный в Европе. Каждое лето реквизит погружается в кибитки и на лошадях театр отправляется в странствие, показывая свои спектакли по всей республике. (В Волгограде, правда, молодые кукловоды выступали на обычной сцене, где установили ширму.)

Много споров вызвал сложный, изощренный в костюмах и декорациях спектакль «Кин IV» Нового театра кукол Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера». Это трагикомедия для взрослых по пьесе Григория Горина. Притча о лицедеях и лицедействе, об актере, изображающем королей на подмостках, и короле, актерствующем в повседневной жизни. Власть и художник – острая и вечная тема.

По отзывам, зрителям показался несколько затянутым первый акт. Необычным и от того запоминающимся стало введение в сугубо драматическое действие кукол-марионеток. Они придали финалу яркую образность и метафоричность.

Еще один необычный спектакль был на украинском языке. Это рождественская сказка для всех категорий зрителей «Девочка со спичками». Его показали студенты кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Рассказывают, что даже некоторые зрители-мужчины не удерживались от слез на этом спектакле...

О мышке. Компьютерной

«Серебряный осетр» продемонстрировал, что наряду с вполне традиционными формами российский театр кукол осваивает новый современный язык, берет новых героев. И это бывает достаточно любопытно. Например, история о серой мышке Симе и о мышке компьютерной Эмми, обитающей в Интернет-кафе. Эта сказка от Чувашского театра кукол – попытка поговорить со школьниками на понятном им сленге.

Один из самых знаменитых «авторских» театров России – Воронежский театр кукол «Шут» имени Вольховского. Он привез в Волгоград шутовское действо для взрослых «Королевский стриптиз» по мотивам произведений Андерсена, Лорки, Шварца. Сатирическое полотно, сотканное из серенад, пластических эпизодов и мелодекламаций, решено за счет экспериментальных кукол.

Фестивальные показы в течение четырех дней проходили на сценах Волгоградского кукольного и муниципального музыкального театра. Это вынужденное решение. В крошечном зальчике Волгоградского кукольного театра никак не вместить всех желающих.

Этому факту поразился член жюри театральный критик Нияз Игламов из Казани:

– Потрясает, что Волгоградский театр кукол – театр с 75-летней историей и великолепной репутацией – существует в неприспособленном здании, с технически устаревшим оборудованием. Это героизм коллектива – в таких условиях осуществлять выпуск спектаклей высокого уровня.

Практически все гости фестиваля на официальной пресс-конференции, где собрались руководители российских театров, были единодушны. Они пожелали волгоградским коллегам поскорее обрести свой собственный новый театральный дом. Строительство нового театра кукол для Волгограда, и правда, давняя мечта. И навсегда войдут в историю мэр и губернатор, при которых она станет явью...

Юлия ГРЕЧУХИНА

2024 © Волгоградский областной театр кукол | Карта сайта | Поиск | Противодействие коррупции | Создание сайта - Алексей Соколов |  Яндекс.Метрика